Экипаж шаттла Atlantis (STS-117) приступил к плановым работам на борту МКС. Между тем инженеры на Земле решают — каким способом лучше чинить шаттл, который всё же получил повреждение теплозащитного покрытия во время старта. Взлетевший 8 июня (9-го рано утром по московскому времени) челнок Atlantis успешно пристыковался к МКС в воскресенье. Астронавты приступили к выполнению задач миссии. Новая 16-тонная секция S3/S4 была присоединена к станции в понедельник, при помощи манипулятора самой МКС. В тот же день члены экипажа шаттла — Джон Оливас (John "Danny" Olivas) и Джим Рейлли (Jim Reilly) — совершили первый выход в открытый космос (из трёх плановых для STS-117), чтобы подготовить солнечные панели к развёртыванию. Во вторник на конце фермы S3/S4 были успешно развёрнуты новые солнечные батареи. А сегодня астронавты Патрик Форрестер (Patrick Forrester) и Стивен Свонсон (Steve Swanson) должны совершить второй в рамках миссии выход в открытый космос. Они удалят стартовые предохранительные замки с вращающегося сочленения на конце S3/S4, которое позволит новым секциям солнечных батарей поворачиваться вслед за Солнцем. Кроме того, астронавты будут ассистировать складыванию старых солнечных батарей на секции P6, которые будут перемещены в другой конец орбитального дома во время одной из последующих миссий шаттлов. Солидное увеличение электрической мощности станции открывает дорогу для европейского научного модуля Columbus, который должен стартовать во второй половине нынешнего года, а также — японской лаборатории Kibo, которую должны присоединить к МКС в начале 2008-го. Тем временем менеджеры миссии STS-117 продлили её на два дня (против плановых 11), поскольку выяснилось, что теплозащита шаттла всё же получила некоторые повреждения во время старта. Оказался отогнут край теплозащитного "одеяла" на корпусе двигателей орбитального маневрирования, в хвосте челнока. Инженеры предполагают, что кусочек защитного покрытия отошёл в сторону под действием аэродинамических сил, а не из-за попадания каких-либо обломков от внешнего бака, к примеру (данный старт специалисты вообще посчитали одним из самых "чистых"). Под данным отогнутым слоем имеется ещё один слой защитной графитной структуры. Как сообщает BBC, американские инженеры не считают, что пламя во время предстоящего шаттлу спуска в атмосфере может проникнуть через данный слой и поставить под угрозу жизнь экипажа. Однако во время спуска этот участок может получить повреждения, которые потребуют серьёзного ремонта на Земле. Между тем любая задержка с последующими полётами шаттлов пагубно отразится на графике сборки станции. Потому один из членов экипажа Atlantis попробует провести ремонт обшивки во время третьего или четвёртого выхода в космос. Достичь хвостового отсека челнока астронавт сможет на конце манипулятора шаттла. Сейчас специалисты NASA заняты разработкой стратегии ремонта. На данный момент имеется рабочее предложение: воспользоваться для закрепления термозащиты швейным набором для внешних слоёв скафандров, который имеется у экипажа. Это небольшая игла и проволока из нержавеющей стали.
|