Христос Воскрес! Христос Воскрес! Христос Воскрес! Что б все в семье было пучком, взаимопонимание, поддержка и любовь! История Пасхи Празднование Пасхи установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу. После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, также как установленное Христом Таинство Евхаристии. Таким образом, Пасха становится первым и главным христианским праздником, обуславливая как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и Пасха радости — Воскресение Христа. В I век н.э. праздник ежегодно отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Однако в скором времени некоторые церкви перенесли празднование на первое воскресение после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес в день после субботы. Серьезное различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря, а также вследствие реформы иудейского календаря, возникла необходимость в составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены. На I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную. Спустя 500 лет, в VIII веке, Рим принимает восточную Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха праздновалась по договоренности между Церквями Востока и Запада.[1] В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц. В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провел т.н. "Всеправославный конгресс" с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, еще более точный чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможной смуты в народе.[2][3] В марте 1924 г. на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская Церкви. Румынская Церковь приняла "новоюлианский" календарь 1 октября 1924 г. Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 г. 20 мая 1926 г. Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый календарь. На Московском Совещании 1948 г. было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на которым живет данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская Православная Церковь. Фреска. Церковь Chora. Стамбул Сегодня юлианским календарем всецело пользуются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и др. непереходящие праздники по новому стилю. 2007 8 апреля 2008 23 марта 27 апреля 2009 12 апреля 19 апреля 2010 4 апреля 2011 24 апреля 2012 8 апреля 15 апреля 2013 31 марта 5 мая 2014 20 апреля 2015 5 апреля 12 апреля 2016 27 марта 1 мая 2017 16 апреля 2018 1 апреля 8 апреля 2019 21 апреля 28 апреля 2020 12 апреля 19 апреля Пасхальные часы[15] состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше…», ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения — Деян.1;18; Ин.1;1-17. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу. На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца. Л.Андреев.Баргамот и Гараська - А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день? - Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался. - А у Михаила-архангела звонили? - Звонили. Тебе-то что? - Христос, значат, воскрес? - Ну, воскрес. - Так позвольте... - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом...потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике.... - Яи-ч-ко... Я... по-благородному.." похристосоваться... яичко а ты... - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вел Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. ... Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твердости принятого им решения, заявил: - Пойдем ко мне разговляться. - Так я к тебе, пузатому черту, и пошел! - Пойдем, говорю! Изумлению Гараськи не было границ. А.П. Чехов.На страстной неделе Митька тоже причесан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: - Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком. Н.С. Лесков. Фигура Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: "Ребята! Христос воскресе!" и предложу им это моё угощение. ... по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится...Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум... дерутся. ... Что такое? Кто меня бьёт? И главное дело - темно. - Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся. ...." Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? ... А в глубине кто-то и говорит: "Не убий!" Это я понял, кто! - Это так бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил... а я что пред тобою... я червь... гадость... ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой... Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу! Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете... я уже совсем не от обиды... Солдаты говорят: - Мы его убьем! - Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать! Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву — «- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза)[16]. Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века как С. Есенин — "Пасхальный благовест", К. Бальмонт — "Колокол дремавший разбудил поля...", И. Северянин — "Пасха в Петербурге" . В.Маяковский в произведении «Как кто проводит время, праздники празднуя (На этот счет замечания разные)» сатирически описывает пасхальное застолье. Также он поднимает темы воскресения народного как восстания («Владимир Ильич Ленин») и личного воскресения[17] Маяковский вот... Поищем ярче -- лица - недостаточно поэт красив.-- Крикну я вот с этой, с нынешней страницы: Не листай страницы! Воскреси! [править] Зарубежная культура И.С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию». Действие "Фауста" И.Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства. Хор ангелов Христос воскрес! Преодоление Смерти и тления Славьте, селение, Пашня и лес.... Фауст Я плакал, упиваясь счастьем слез, И мир во мне рождался небывалый. С тех пор в душе со светлым воскресеньем Связалось все, что чисто и светло. Оно мне веяньем своим весенним С собой покончить ныне не дало. Я возвращен земле. Благодаренье За это вам, святые песнопенья! [править] Современная культура Мотивы Пасхи и Воскресения Христова в произведениях русского рока: «ДДТ» Ю.Шевчук, «Пасха» «Думали, что всё, но только началось стали мы дождём...Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом». «Алиса» К.Кинчев, «Солнце-Иерусалим» «Сквозь свет звезды вечерней, сквозь вой безликой черни, смерть поправший смертью Непобедим, ветхий храм разрушить греть надеждой души и увидеть Солнце-Иерусалим» «Красное на черном»: «На Кресте не спекается кровь и эпилогом Любовь» «Оргия праведников» С.Калугин, «Ступени» «Кто умер, Тот ныне воскрес. Камень гроба отвален, и нет Его здесь» «Наутилус Помпилиус» В.Бутусов/И.Кормильцев, «Христос» : «А мне снилось, что Христос воскрес, а мне снилось, что Он жив» Кинематограф. В первой части трилогии "Матрица" (реж. бр. Вачовски) Нео воскресает внутри самой Матрицы и проявляет незаурядные способности, чем удивляет агентов Матрицы. В последней части "Матрица: Перезагрузка" Нео отдает свою жизнь за Сион, для чего входит в Матрицу, захваченную агентом Смитом. Когда Нео позволяет Смиту завладеть собой, Матрица в реальном мире "распинает" Нео, в результате чего Смит оказывается повержен. Матрица произносит предсмертные слова Христа: "Свершилось". Данный мотив известен в святоотеческой литературе как т.н. "Божественная уловка": дьявол всеми силами стремится заполучить величайшего из пророков, но в результате под видом смертного человека в ад сходит Бог, присутствия которого ад не может выдержать и в результате разваливается ("смертию смерть поправ" ). Нео после смерти не воскресает, но в финальной встрече Архитектор намекает Пифии о возможном возвращении Нео, а пока его смерть позволяет всем желающим выйти из Матрицы в реальность. Ресурс
|